Продвижение ресторана/отеля

Автор: Анатолий Михеев, руководитель агентства компетентного HoReCa-консалтинга BlackStoneConsulting

В условиях растущей конкуренции давно уже недостаточно просто открыться и ждать наплыва посетителей. Способы подачи и распространения информации претерпели кардинальные изменения за последнее десятилетие. Вы должны быть постоянно на виду и на слуху, вам нужно изобретать что-то новое, и делать это приходится все чаще и чаще. Гости становятся искушеннее с каждым днем, весь мир уже умещается на ладони (загляните в свой смартфон или ноутбук), информация о новинке, которую представили публике за тысячи километров от вас, вы видите с задержкой всего в пару секунд. Темп жизни нарастает, и вам уже приходится кричать о своем предложении, уже недостаточно просто о нем где-то сказать или написать, необходимо вовлекать своих гостей в дело продвижения вашего отеля и ресторана на рынке.

Способы продвижения можно условно разделить по географическому признаку: глобальные и локальные; по временному признаку: постоянные, периодические и разовые; по затратам: платные и бесплатные; по степени вовлеченности ресурсов: с привлечением сторонних подрядчиков и без такового; месту проведения: Интернет, СМИ, близлежащее окружение и т.п.

Разберем некоторые из этих способов более подробно

1. Глобальное продвижение

Этот способ относится в большей степени к отелям, чем к ресторанам. Здесь разговор идет о представленности отеля в глобальных системах бронирования (GDS, таких, как Amadeus, Galileo, Sabre и прочие) и системах онлайн-бронирования (например, booking.com, agoda. com, hotels.com, ostrovok.ru).

2. Локальное продвижение:

продвижение на местном рынке (в области, районе, городе). Здесь видов продвижения великое множество: СМИ (телевидение, радио, наружная реклама, интернет-порталы и т.п.).

3. Постоянное продвижение:

долгосрочное размещение рекламы, перманентные спецпредложения, контракты с GDS и системами онлайн-бронирования, партнерские программы с другими предприятиями (банками, автосалонами, системами лояльности, операторами сотовой связи, travel-агентствами и т.п.), продвижение сайта в поисковых системах.

4. Периодическое продвижение:

сюда можно отнести как проведение периодически повторяющихся акций и мероприятий, приуроченных к общегосударственным праздникам, так и сезонные промо-акции, специальные предложения и программы поощрения.

5. Разовое продвижение:

продвижение отеля и ресторана в рамках одного мероприятия, например, единственного гала-ужина титулованного шеф-повара, который проходит в вашем ресторане только один вечер. Подобный информационный повод заинтересует большинство СМИ в городе и области, и о нем совершенно бесплатно сообщат во множестве печатных и электронных изданий, а также по местному телевидению.

Не секрет, что средства массовой информации сегодня испытывают нехватку качественного и интересного контента, поэтому объявление о проведении нестандартного и привлекательного мероприятия обязательно вызовет интерес у читателей/слушателей этого сообщения.

6. Платное продвижение:

размещение рекламы (наружная реклама, Интернет, СМИ и т.п.), затраты на продвижение сайта, размещение платных статей на профильных информационных ресурсах, проведение акций в партнерстве с сайтами по продаже купонов, распространение печатной рекламной продукции и т.п.

7. Бесплатное продвижение:

это, пожалуй, самый желанный способ продвижения для любого бизнесмена. На нём остановимся подробнее.

Движущей силой бесплатного продвижения ресторана являются ваши гости, то есть, «сарафанное радио». Это бесценный инструмент для повышения лояльности, увеличения посещаемости и создания положительного имиджа ваших отеля и ресторана!

Однако правильное использование этого инструмента требует высочайшего профессионализма команды отеля и ресторана. Этот способ продвижения может как дать вашему бизнесу взрывной рост посещаемости и стабильно высокий доход, так и «похоронить» все правильные и хорошие начинания, если исполнение будет не на высоте.

И есть еще один очень важный нюанс, без понимания которого не стоит начинать продвижение подобным способом, – «сарафанное радио» не дает немедленных результатов! Это долгий процесс, который, если один раз начат, не должен останавливаться.

В своих проектах наша компания всегда задействует «сарафанное радио» для обеспечения стабильных показателей по выручке и прибыли.

Если применить «закон Парето» к ресторанному и гостиничному бизнесу, то формулу 20/80 можно трактовать как «20% гостей, являющихся постоянными, генерируют 80% выручки». Не берусь гарантировать, что данное соотношение математически точно для HoReCa-предприятий, но абсолютно верна основная идея – больше всего мы зарабатываем на постоянных гостях и тех, кто приходит по их рекомендациям.

Есть еще одно замечательное правило, которое гласит: «довольный гость расскажет о своем положительном опыте максимум троим своим знакомым, а недовольный – минимум десяти!». А в век повального увлечения социальными сетями, негативные отзывы видят не 10 (а зачастую даже и не 100) человек, а гораздо больше!

Другими словами, этот инструмент продвижения бизнеса эффективен только в руках профессионалов, но ведь и скальпель в руках дилетанта превращается в смертельное оружие.

Главное правило – для качественного продвижения предприятия на рынке необходимы следующие слагаемые успеха: качество, постоянство и сервис. Нужен качественный продукт (номера отеля, рестораны и бары, СПА и фитнес), неизменно высокий уровень качества предлагаемых товаров и услуг и отличный сервис, дружелюбный, позитивный и открытый к гостю. Соблюдая это правило, вы сможете добиться потрясающих успехов, не затрачивая ни копейки на создание армии лояльных вам потребителей, которые с удовольствием будут тратить свои деньги именно в вашем отеле и ресторане.

8. Продвижение с привлечением сторонних подрядчиков:

помогать вам будут множество людей и компаний – дизайнеры, печатники, распространители рекламы, рекламные, event- и travel-агентства, журналисты, организаторы развлекательных программ и многие другие. Какие-то резервы вы найдете внутри своей компании, но без сторонних подрядчиков обойтись не получится. Поэтому тщательно выбирайте своих партнёров, изучайте их портфолио и репутацию на рынке. Плохое продвижение хуже, чем никакого продвижения вовсе!

9. Продвижение без привлечения сторонних подрядчиков:

это создание своей хорошей репутации и продвижение ее через описанное выше «сарафанное радио».

Вот, вкратце, основная информация о методах и способах продвижения. Безусловно, эта тема гораздо шире и глубже, но в рамках одной статьи невозможно передать все нюансы и сложности этого вида деятельности.

Я желаю успеха всем, кто вовлечен в HoReCa-бизнес и вкладывает всю душу в развитие своего дела.